Почему небольшие компании скоро исчезнут

Небольшие китайские автопроизводители в ближайшее время, вероятнее всего, покинут рынок. Конечно, «ближайшее время» — понятие растяжимое, однако то, что будущего у них нет, ясно.

И это, согласитесь, печально. Однако проходит время, когда покупатели в крупных «развивающихся» странах уделяли массу внимания дешевым моделям, не особенно задумываясь над их качеством. Сегодня все большую роль играют авто для мифического «среднего класса», в которой нишу уже заняли известные компании. И с ними удастся посоперничать не всем китайским брендам. Основная причина — отсутствие свободного капитала, который можно вложить в исследования, а также устаревшие технологии и финансовое давление.

По мнению аналитиков, рост китайского автомобильного рынка в ближайшие годы будет составлять 5%. Да, это — светлое будущее. Но увидят его не все. Многие мелкие компании не смогли сделать рывок даже в то время, когда рынок рос на 30%. Теперь же, когда конкуренция усиливается, остается у них лишь два пути — продать свои активы или дожидаться банкротства.

В мае Fujian Motor Industry Group Co., небольшое китайское государственное предприятие в провинции Фуцзянь на востоке Китая, продало контрольный пакет своего «автомобильного блока», Southeast Motor Co., государственному автогиганту Dongfeng Motor Corp. Southeast, способный производить 150 тысяч единиц автомобилей ежегодно, в 2012 продал лишь 100 тысяч, не радуя «родителя» в финансовом плане.

ZX Auto Co., небольшой китайский производитель внедорожников продал часть своего сборочного завода Guangzhou Automobile Group Co. Четыре года назад ZX Auto был ведущим китайским экспортером пикапов, однако компания не торопилась развивать технологии и упустила рынок, продав в минувшем году 63300 тысячи единиц пикапов и внедорожников при производственном потенциале в 200 тысяч.

В 2006 году, компания Hawtai запустила производство Hyundai Terracan и Santa Fe, старых моделей, приобретенных у Hyundai Motor Co. Получая высокие прибыли от своих угледобывающих предприятий, Hawtai нарастили производственные мощности и организовали выпуск седанов. Однако устаревшие технологии не сделали бренд популярным — в 2010 году удалось продать лишь 34 тысячи машин, что составляет 10% от возможностей производственных мощностей. Снижение цен на уголь оставило Hawtai у разбитого корыта.

Sichuan Auto, основанный в 1980 году, был выкуплен частным лицом в 2002 году. В 2008 компания начала производить внедорожники, получив финансовую поддержку от нового собственника. В 2012 автопроизводитель реализовал 7230 единиц внедорожников при потенциале в 50 тысяч.

Крупные китайские производители получают государственную поддержку и немалый доход от совместных предприятий с мировыми брендами. Это позволяет им с легкостью поглощать небольшие компании.

Иностранцам в Китае также ничего не грозит — такие гиганты, как Volkswagen AG и General Motors способны отреагировать на любое изменение рынка предложением дорогих или, напротив, недорогих авто.

У мелких китайских автопроизводителей нет возможности быстро перестраиваться под потребности покупателей. Нет у них и будущего.