Загрязнение воздуха убьет автопром?

В прошлом году загрязнение воздуха в китайских городах стало одной из наиболее любимых для СМИ тем. Журналисты дружно обвинили автомобили в том, что выхлопные газы совсем уничтожили чистейшую китайскую атмосферу.

Представители сообщества автомобилистов долго ждать себя не заставили и отреагировали вполне адекватно: заявив, что автовладельцев сделали козлами отпущения, они напомнили о темпах роста городов, о гигантском количестве строек и присутствием даже в мегаполисах (коих в Китае чуть больше, чем очень много) квартир с печками на угле.

А ведь массовое строительство возникает не на пустом месте — сельские районы в Китае не развиты настолько, что жители зарабатывают здесь втрое меньше, чем в городах. Отсюда — бесконечный поток мигрантов, стремящихся переехать в города, согласных дышать угольной пылью и жить в комнате площадью в пару квадратных метров.

Жители сельских районов Китая не являются владельцами собственных хозяйств, они не получают пенсию, они не могут позволить себе высококачественные бензин и дизельное топливо. Именно поэтому Китай вынужден длительное время заявлять о планах перейти на стандарт Евро 4, но в то же время тянуть с переходом.

В ряде крупных городов переход уже состоялся, но здесь это связано не с выровнявшимся уровнем дохода, а с простой невозможностью жить в городах — смог здесь стоит не пару летних месяцев, а может появиться в любое время года. И тогда остается уповать лишь на ветер.

Как ни странно, но вся эта ситуация может пагубно сказаться на ситуации с китайским автопромом.

В ближайшее время ожидать изменения ситуации в стране не стоит — необходимые социальные реформы, если и будут проводиться, покажут свои результаты еще нескоро. За это время ряд городов последует примерам Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Гуйян, установив европейские стандарты к выбросам. И тут автопроизводители окажутся поставленными перед выбором — либо модернизировать производство и предлагать машины для крупных городов, либо уходить туда, где сохранится высокий спрос на авто со стандартами вчерашнего дня.

Однако в городах со старыми стандартами правительство, в борьбе с загрязнением, будет вынуждено ограничить уровень продаж автомобилей.

А в городах со стандартами Tier 3 и Tier 4 дилерскую сеть, чтобы избежать потерь, будет проще развить именно иностранцам, уже готовым представить на рынок дешевые автомобили с низкими уровнями выбросов - благо, что "дома" они имеют массу "заготовок".