Есть ли будущее у госкорпораций?

О слиянии Land Rover и Chery мы уже писали. И вроде бы все хорошо и радостно, но вот не все китайцы оптимизм разделяют. Почему? Давайте задумаемся.

Итак, что китайские технологии при производстве автомобилей европейские еще не догнали и вряд ли догонят в ближайшие годы, известно всем, в том числе и китайцам, активно на эти самые машины жалующимся. И, казалось бы, за последнее десятилетие в Поднебесной образовалась куча совместных предприятий едва ли не со всеми крупнейшими автопроизводителями мира. А машины как не ехали, так и не едут. Фигурально, конечно, выражаясь. Так в чем причина?

В далеком теперь уже 2006 году китайское правительство заявило о том, что будет оказываться всяческую поддержку государственным автопредприятиям. Отметим, что Пекин «жестко» контролирует оборонный сектор и телекоммуникации, а вот автомобильная промышленность (и ряд других сфер), остались в сфере «относительно сильного контроля».

И как же государство осуществляет этот самый контроль? Да, законы. Да, лицензии. Но ведь и создание совместных предприятий в Китае возможно только с разрешения правительства.

Чтобы не быть голословными, приведем пример еще один — в 2010 году государственная компания Changan Automobile Group создала совместное предприятие с PSA Peugeot Citroen.

Какая цель ставится государством? Прибыль и возможность дать компаниям получить, принести в страну европейские технологии. Добились ли этого в Changan и добьются ли в Chery? Конечно, увеличение продаж и востребованности очевидно. Но ведь это лишь половина дела.

Наивно полагать, что китайские автопроизводители действительного многому научатся у своих именитых партнеров.

Почему? Во-первых, вряд ли партнеры видят смысл делиться своими секретами, ведь главной цели — выхода на рынок они уже добились. А во-вторых, увидят ли сами китайцы смысл учиться? Деньги-то — здесь и сейчас они получили, да и партнерство организовано с расчетом на долгосрочное сотрудничество.

Два простых ответа на вопрос о том, почему годами китайцы не могут выйти на мировые рынки, за исключением тех, что сами не производят достойную технику — Россия, Бразилия, Иран, Ирак…

Что еще более интересно, китайское правительство путь стелет благими намерениями — например, в 2009 году был озвучен новый план поддержки автопроизводителей, предусматривающий слияния ряда производств за счет поглощения.

Даже прислушиваясь к позволениям и советам со стороны государства, автопроизводители идут по странной дороге, наращивая производство там, где прибыль и спрос — явление недолговечное. Например, те же Changan имеют «перекос» в сторону мощностей по выпуску микроавтобусов.

В 2001 году Китай стал членом ВТО, открыв свои двери ведущим мировым автогигантам. Рынок страны сейчас перенасыщен, на нем выживут только наиболее активные игроки, коими назвать китайские корпорации не получается.

Несмотря на то, что через три года китайские автомобили будут составлять треть от всех выпущенных в мире авто, вряд ли стоит ожидать, что произведены они будут под китайскими брендами. Вероятнее всего, это будут совместные предприятия и заводы ведущих игроков, занявших регион с дешевой и доступной рабочей силой.