Опубликовано admin
В последнее время интерес в России к китайским автомобилям начинает просыпаться. Но не поздно ли? Несомненно, многие из автопроизводителей Поднебесной обладают огромными мощностями, в то время как на территории нашей страны некому составить серьезную конкуренцию АвтоВАЗу. Однако, не все в Китае так просто.
Рост производственных мощностей в соседнем государстве шел в тот период, когда покупатели предпочитали приобретать товар не самого высшего качества, но по очень доступной цене. В то время, например, и начинает набирать обороты Chery QQ. Это — годы беззастенчивого копирования известных брендов, скрипящего железа, наляпанного хрома и низкокачественного пластика.
Сегодня же ситуация меняется едва ли не кардинально — засилие автомобилей в Китае привело к тому, что в ряде крупных городах правительство вводит ограничения на продажи автомобилей, при этом местные производители теряют рынок, не будучи готовыми к новым требованиям.
Однако производственные мощности компании не сокращают.
Почему? В Китае наиболее крупные автопроизводители принадлежат государству и «питаются» его дотациями.
Например, весьма печально все складывается у Changan Group Co., Hafei Automobile Industry Group Co. и Jiangxi Changhe Automobile Co., два ее дочерних предприятия, могут совместно производить 700 тысяч автомобилей в год (почти столько же продает ежегодно АвтоВАЗ), однако в прошлом году им удалось реализовать лишь 15000 единиц легковых авто и микроавтобусов из-за низкого качества и плохого менеджмента.
Chery Automobile Co, крупнейший китайский экспортер, имеет четыре сборочных завода, общая мощность которых — 900000 машин ежегодно. В 2012 им удалось продать менее 500 тысяч единиц.
FAW Car Co., способные выпускать 400 тысяч единиц техники, в минувшем году продали лишь 205 тысяч автомобилей.
Ни один из этих автопроизводителей, принадлежи он частному лицу, не смог бы держаться на плаву. Но все они находятся в государственной собственности, что позволяет им жить весьма неплохо.
Chery государство, начиная с 2007 года, снабжает дотациями — миллионов долларов в год. Hafei и Changhe, кроме государственного бюджета, успешно черпают деньги из казны областей, в которых располагаются.
Интересно, что совместные предприятия с иностранными производителями позволяют китайским компаниям получать неплохую прибыль. Например, FAW Car понес серьезные финансовые потери в минувшем году, но, благодаря совместному предприятию с Volkswagen и Toyota, корпорация закончила год в плюсе.
Китай — далеко не самая демократичная страна. Деньгами налогоплательщиков государство, конечно, может распоряжаться, как считает нужным. Но при постоянном финансовом потоке автопроизводители не имеют смысла развиваться. В этом плане самобытной китайской автомобильной промышленности, вероятно, в ближайшие годы мы не увидим. А ждет нас лишь экспансия производителей с мировыми брендами, нашедших дешевую рабочую силу.