Что ждет автопром после прихода нового министра?

Китайское правительство в течение довольно длительного времени сохраняет контроль над рядом сфер промышленности. Автопром — в их числе. Именно от правительства зависит, получит ли какая-то компания разрешение на развитие, открытие нового завода, объединение, расширение…

Но в ближайшее время все может измениться.

В 1978 году Китай начал переход от плановой экономики к рыночной. 35 лет спустя правительство тесно сотрудничает с огромным количеством компаний, в том числе поддерживая (и изредка угнетая) и частный бизнес.

Выгодно ли это? Давайте обратимся к реалиям — многие государственные предприятия растут, создавая совместные производства с известными мировыми брендами, привозя в Китай качественные автомобили по цене куда более приемлемой, чем импортируемые авто. В то же время, китайское правительство в 2010 году запретило небольшому частному автопроизводителю, Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co, приобрести у General Motors Hummer, наладив их производство в Поднебесной. Кому бы от этого было плохо? Несомненно, государственным корпорациям, которым пришлось бы бороться еще с одним игроком.

Удивительно, но Zhejiang Geely Holding Group Co. до сих пор ждут от китайского правительства разрешения на открытие совместных заводов с Volvo Car Corp., хотя шведов уже два года как купили Geely.

Однако теперь все может измениться — с 15 марта премьер-министром страны стал Ли Кэцян, пообещавший, что государство в ближайшее время перейдет полностью к рыночной экономике, что для частных автопроизводителей означает, вероятно, возможность получать разрешения гораздо быстрее.

Также, вероятно, государство пересмотрит свою позицию относительно мощностей компаний. Вывод прост — нельзя запрещать компаниям расширяться: если на рынке дефицит, не будет смысла в совершенствовании продукции. В то же время, у государственных корпораций мощностей столько, что они нередко используются на 50-70%, а оплачивается их содержание из бюджета страны.

Вероятнее всего, «новая метла» подарит китайцам и новый принцип субсидирования электромобилей и гибридов.